Далай-лама помогает каждому открыть буддизм

(На фото: Жители Индии уверены, что присутствие их духовного лидера в стране означает продолжение целенаправленной и осмысленной жизни, которая ведется на протяжении уже более пятидесяти лет)

Многие школьные учебники середины двадцатого века описывали Гималаи как «стену». Эта метафора отражала как и общее представление о географии, так и безразличие к положению этого региона. Ситуация резко изменилась, когда в 1959 г. сюда приехал 24-летний Далай-лама, нашедший убежище в Индии после оккупации Лхасы. Тысячи тибетцев последовали за ним, и эта тенденция продолжалась затем несколько десятилетий. Настойчивое неодобрение Китаем роли и положения Индии укрепили решимость Далай-ламы направить усилия правительства в изгнании служить интересам своего народа. Через пять лет он решил передать задачу активного управления выборному органу – Центральной тибетской администрации и его главе, именуемому Sikyong. В прошлом месяце тибетское сообщество в ссылке участвовало в подобных выборах во второй раз, и было принято решение сохранить данную схему. Процедура выбора вызвала всемирный интерес, включая и некоторую долю критики, которая, в наш век социальных сетей, является обычным делом, поскольку для приобретения значимости определенной теме нужно стать просто широко обсуждаемой.

Тибетское присутствие в Индии внесло огромный вклад в наше восприятие всего Гималайского региона и нашей коммуникации с ним. Будучи когда-то стеной, которую смог перейти  только ученый Рахул Санкритьяяна, регион стал и экономическим ресурсом, и источником вдохновения для многих. Целеустремленность и энергия этого ученого позволили ему перевести тысячи буддийских манускриптов в Индию, спасая их тем самым от возможных последствий культурной революции в Китае. Великий писатель, ученый–историк и знаток древних языков, Санкритьяяна верил в то, что каждый имеет выбор в поиске своей истины. Манускрипты, спасенные им, сейчас представляют бессценный предмет разнообразных научных исследований. Тибетский Университет в Сарнатхе, Варанаси, где в основном и хранятся все эти книги, является одним из многих научных заведений, которые благополучно существуют под крылом Тибеского правительства в изгнании, несмотря на все сложности, с которыми оно сталкивается.

Независимо от области реализации своей политики, тибетская администрация всегда очень четко направляет свои усилия на улучшение благосостояния тибетского сообщества. Доступные финансовые ресурсы ограничены, поскольку число налогоплательщиков очень невелико, но в дополнение к этому есть гранты, получаемые от спонсоров.  В отношении управления финансов тибетская схема представляет пример эффективного и экономного расхода средств, и при этом она полностью лишена коррупции. В школах в последнее время вводятся важные проекты, направленные на улучшение базовых навыков, таких, как обучение чтению. Также развиваются долгосрочные проекты, помогающие монахиням достичь высшего уровня образования в области буддийской философии. Так, в этом году будет первый выпуск тех, кто закончил 17-летний курс обучения и по окончании получит степень «геше», то есть доктора буддийской философии. Это событие ознаменует новую эру в истории буддизма. Также развитие идет в самых разнообразных сферах, в частности, в области здравоохранения, где, например, есть попытки восстановить древнюю тибетскую систему лечения болезней и, таким образом, сделать ее доступной для широкой публики. И так развиваться можно и нужно в любой из областей. 

Само собой разумеется, что именно присутствие Его Святейшества Далай-ламы в Индии является причиной того, что вот уже более пятидесяти лет страна живет целенаправленной и осознанной жизнью. Ключевыми характеристиками здесь являются политика ненасилия и бескровной борьбы за свои права и свободы. К сожалению, мнение Китая отличается, и эта страна стремится показать роль Его Святейшества только в политических рамках, при этом упуская из вида главную суть. Религия в наши дни стала одним из главных источников конфликта в мире, и Далай-ламе удалось мягкими методами сократить размер и охват религиозных споров. Его личные взгляды помогают нам отделить Будду от его Учения – буддизма, что в наши дни можно признать революцией в обучении. Сейчас мы все можем учиться у величайшего Учителя, жившего более двух тысяч лет назад, при этом можно не погружаться в философские дебаты, которые могут скрывать методы анализа жизненных проблем.

Конечно, реальность все-таки еще далека от возможного идеалистического представления, и каждой нации сейчас требуется посмотреть на свои проблемы в более долгосрочной перспективе. Его Святейшество является лидером «вне определенного государства», и его идеи выходят далеко за пределы интересов какой-то отдельной страны. Лично я не являюсь сторонником идеи «мирового гражданства», но я хочу подчеркнуть ту огромную разницу, которая наблюдается сейчас между понятиями «гражданин какой-то страны» и «человек». Французский философ Жан-Жак Руссо отметил, что вероятность такой пропасти в восприятии этих понятий растет вместе с распространением системы образования под контролем государства, и мы можем видеть это и сейчас во многих уголках мира. А небольшое сообщество тибетского народа в Индии, объединенное силой своего потрясающего наставника, может являться примером того, что «коллективная жизнь» может поддерживаться без разногласий и конфликтов. При этом тибетцы демонстрируют не только выдающееся терпение и сдержанность, они еще показывают нам пример сохранения своего достоинства без борьбы. И этот феномен мы все имеем возможность наблюдать и изучать.
 

Krishna Kumar – преподаватель Университета Дели и бывший директор Национального Совета по исследованиям и обучению в сфере образования

Источник: Hindustan Times, автор: Krishna Kumar

22 апреля 2016 г.

www.tibet.net