Как отдыхать от умственной нагрузки? Я хочу быть радостным в поле трудностей…

Данные о себе
Имя: 
Цультрим
Город: 
Индия

Вопрос: Здравствуйте, досточтимый Геше-ла! Скажите, пожалуйста, как отдыхать от умственной нагрузки? Какие есть действенные методы? Я хочу быть веселым, радостным в поле трудностей…

Ответ:
Обучаясь в монастыре, Вы обязательно должны научиться отдыхать, иначе Ваша учеба превратится в сплошное самоистязание. Вы должны находить время не только для учебы, но и для отдыха и расслабления. Иногда просто размышляйте на те темы, что вы изучаете, радостно и расслабленно. И старайтесь понять Дхарму глубже, достичь собственного понимания тем Учения. А затем дискутируйте об этом, чтобы выяснить, правильно ли ваше понимание, логично ли оно. Тогда Ваше понимание действительно будет углубляться. В противном же случае Вы будете только зубрить слова и словесные формулировки, не понимая, зачем и для чего вам все это нужно. Это нужно не для того, чтобы побеждать других в споре, а только для укрощения своего ума, для того, чтобы Вы сами могли измениться к лучшему… Очень важно понимать, как все эти знания связаны с Вашей жизнью, и каким образом они помогут Вам стать глубже… Если все те знания, что Вы получаете в монастыре, не делают Вас глубже и мудрее, значит, Вы не понимаете их истинного смысла… Все Ваши знания в этом случае поверхностны, это лишь слова, с помощью которых можно опровергнуть других в диспуте. Тех, кто учится в монастыре, подстерегает одна опасность. Сначала вы изучаете, например, воззрения Кункьена Джамьяна Шепы, затем — взгляды его оппонента Панчена Сонама Драгпа. Это все равно что изучать теорию шахматных сражений между Каспаровым и Карповым… Каспаров сделал такой-то ход, Карпов пошел так-то… В конечном итоге вы не приобретете собственного мнения и будете просто повторять чужие взгляды и теории… Но в конечном итоге в партии между Карповым и Каспаровым не будет победителя — они сыграют вничью. Так же не будет победителя и в «поединке» между Джамьяном Шепа и Панченом Сонамом Драгпа. Люди ведут философские диспуты уже более полутора тысяч лет… Диспут нужен не для того, чтобы опровергнуть других, но для того, чтобы самому глубже понять какие-то истины… Поэтому очень важно объединять монастырские философские знания с Ламримом. Старайтесь понять, с какой темой Ламрима связаны те или иные философские категории. И вообще старайтесь получше изучить Ламрим. Будьте как Туве Чепен Ринпоче. Он рассказывал, что, когда изучал философию в монастыре, все свои диспуты и прочее он неизменно увязывал с темами Ламрима. Параллельно с освоением монастырской программы он медитировал на Ламрим, и, когда закончил обучение, одновременно прошел и медитации на все темы Ламрима… Затем он ушел в горы, где занялся медитацией более интенсивно… Очень важно поступать именно так. Иначе все ваши знания будут лишь сухой теорией. Из-за этого у людей может возникнуть депрессия, начаться болезнь ветра (лунга)… Это тревожные признаки. Поэтому советую Вам уметь расслабляться, больше изучать Ламрим, соединяя учение со своим сознанием, своей жизнью… Чтобы научиться расслабляться, важно не принимать свое обучение слишком всерьез — ведь все это нужно Вам лишь для того, чтобы совершенствоваться, становиться лучше… Также в свободное время занимайтесь тем, что Вам интересно и приятно… У каждого есть свои интересы, свои хобби. Это тоже важно.