Осенние учения Досточтимого геше Джампа Тинлея в Уфе

Учитель снова посетил Уфу, снова напомнил нам о смысле и цели духовного пути, вновь вытащил нас на какое-то время из трясины повседневных забот, расширил привычно-узкое восприятие мира лекциями о четырех благородных истинах и троичной тренировке и вдохновил своей безграничной добротой.

В этот раз Геше-ла особенно глубоко раскрыл тему четырех благородных истин, рассмотрев их с точки зрения сущности, функций и результата. С точки зрения сущности Будда учил: «Вот истина арьев о страдании, вот истина арьев об источнике, вот истина арьев о пресечении, вот истина арьев о пути»; с точки зрения функций он учил распознавать страдание, устранять его источник, осуществить пресечение и медитировать на путь; с точки зрения функции и результата учение о четырех благородных истинах звучало так: «Распознайте благородную истину о страдании, но распознавать нечего, отбросьте благородную истину об источнике, но отбрасывать нечего» и т. д.

Учение с точки зрения функции и результата было особенно глубоким и трудным для восприятия неподготовленных слушателей, потому что здесь Учитель не только рассматривал функцию каждой истины, например, что, если мы не хотим страдать, нам следует распознать страдание, в особенности его основу – всепроникающее страдание. Также он говорил о результате осуществления этой функции с относительной и абсолютной точки зрения. Во-первых, распознав страдание однажды, нам не придется распознавать его снова и снова; отбросив источник, не придется его снова отбрасывать; достигнув пресечения, не придется более ничего достигать... Здесь он, по сути, обосновал достижимость нирваны. Учитель говорил, что если для поддержания чего-либо нужны повторные усилия, это несовершенный результат. Все сансарические результаты небезупречны: как чистота в доме, они требуют всякий раз новых усилий. Даже президента переизбирают через несколько лет, а значит, пост президента ненадежен. Даже наше тело умирает и приходится искать новое. С безначальных времен мы выполняем работу, не приносящую безупречного результата, поэтому нам приходится постоянно трудиться. Подлинный отдых – нирвана, также это полное, безвозвратное излечение от болезни омрачений.

Ум, в отличие от тела, является стабильной основой для тренировки, однако не любой ум, а только достоверный. Такие достоверные виды ума, как любовь, сострадание, мудрость, могут быть развиты до безграничности. Любые недостоверные виды ума рано или поздно разрушаются, столкнувшись с реальностью, поэтому не могут стать безграничными. То, что является стабильной основой и при полном освоении не требует дополнительных усилий для проявления, может быть развито до безграничного состояния. Именно поэтому возможно достичь нирваны и развить все благие качества ума, составляющие нашу природу будды. Омрачения не являются природой ума, а значит, однажды мы пробудимся от сна сансары. Учитель пытается пробудить нас, и мы сквозь сон чуть-чуть начинаем слышать его голос.

Также Геше-ла объяснил необычную интерпретацию учения о четырех благородных истинах с точки зрения функции и результата, интерпретацию с позиции абсолютного анализа. «Распознавать нечего» означает, что нет самосущего страдания, которое можно было бы распознать, нет ничего прочного со стороны объекта. Страдание, как радуга, возникает взаимозависимо, так же зависит от точки зрения, так же не состоит из плотной субстанции. Точно так же все четыре благородные истины функционируют, но пусты от самобытия. Геше-ла привел хороший пример: если нам предложить на выбор два товара: дешевую радугу и дорогой дом, то мы не выберем радугу. Мы не захотим ее купить и совсем задешево, и даже взять даром, потому что воспринимаем ее как иллюзию. Но дом, который представляется нам желанным, и прочие желанные вещи – такая же иллюзия. Если мы осознаем это, наша привязанность к желанным объектам уменьшится.

В начале общих лекций, а также в начале лекции в центре «Тушита» Геше-ла говорил о развитии сосредоточения. В лекции для членов центра он уделил особое внимание мотивации, с которой можно развивать сосредоточение. Учитель сравнил сосредоточение с тарелкой, которая может быть глиняной, а может быть золотой, инкрустированной бриллиантами. Сосредоточение без буддийской мотивации, например с намерением достичь мира без форм, – глиняная тарелка. Сосредоточение с намерением избавиться от омрачений – серебряная, с мотивацией достичь Пробуждения ради блага всех существ – золотая. Геше-ла советовал в ретрите по развитию шаматхи в перерывах развивать отречение и бодхичитту, чтобы наше сосредоточение не стало «глиняной тарелкой». Мотивации отречения и бодхичитты подобны золоту, из которого можно ковать «тарелку» шаматхи. Золотая тарелка, украшенная бриллиантами, изготавливается из союза сутры и тантры, когда развитие шаматхи объединяется с практикой керим, с йогой божества.

Вот несколько вдохновляющих моментов из последних уфимских лекций, которыми хотелось бы поделиться с друзьями по Дхарме из других городов. На самом деле вдохновляющих моментов, важных советов, полезных историй и аналогий было гораздо больше, чем можно вместить в статью. Каждый такой совет или образ, открывающий и пробуждающий ум, – безмерная доброта нашего Учителя.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа