Учение о випашьяне на зимнем ретрите по Теории пустоты

С 15 по 17 декабря в Новосибирске состоялся традиционный зимний ретрит по теории пустоты. В этот раз достопочтимый Геше Джампа Тинлей даровал учение по теме випашьяна, основанное на Среднем Ламриме, написанному Ламой Цонкапой. Это один из самых значимых текстов по пустоте. Учитель ранее уже передавал наставления на этот невероятный текст. Для тех учеников, которые ранее слушали эти наставления, было крайне важно напрямую получить объяснения еще раз. Как говорит Учитель, для достижения реализаций вам необходимо слушать Дхарму снова и снова. Тем более, добиться точного понимания теории пустоты непросто. Для этого требуется многократное слушание, размышление над основными положениями. Для тех, кто услышал это учение впервые, стало огромной удачей – получить такой подробный комментарий от подлинного мастера.

На ретрит приехало большое количество учеников из разных городов. Учитель подчеркнул, что в нашей жизни это очень важное событие. Все действия по мере продвижения сюда – покупка билета, проезд до места проведения – все это являлось накоплением позитивной кармы. Присутствующие были очень рады, поскольку богатство заслуг одно из условий избавления от собственных страданий и приведения к конечному благу всех живых существ. Как сказал Геше Ла, «У людей с маленькими заслугами не возникает даже сомнения в цеплянии за истинность. Если человек просто усомнился, правильно ли то цепляние за истинность, которое у него есть, или нет, то он уже сотрясает корень сансары». 

Учитель объяснил нам благоприятные условия для развития випашьяны. Во-первых, необходима опора на подлинного мастера. Если вы полагаетесь на Духовного наставника, но он не подлинный, то мы не сможем развить випашьяну. Или если наставник объясняет теорию пустоты, не опираясь на коренные тексты, тогда мы тоже не достигнем випашьяны. Во-вторых, после встречи с подлинным Учителем, необходимо получить полные наставления подробно. Что касается нашего положения, то нам очень повезло. Учитель создал невероятную систему передачу учения в России. В Новосибирске ежегодно проходят ретриты по аспекту мудрости, в Москве по аспекту метода. На всероссийском байкальском ретрите передаются наставления по всему Ламриму и по тантре. Геше Ла сказал: «Если бы я давал только общие учения, то вы бы подумали, что знаете все, начали бы медитировать, но не добились бы прогресса».

Далее Учитель объяснил, чтобы теоретически понять воззрение пустоты, нужно понять три важных главы:

1. определение омрачающего неведения;

2. объяснение, что оно является корнем сансары;

3. для того, чтобы отбросить цепляние за самость, устанавливается бессамостность.

Для медитации на таковость феноменов, очень важно распознать омраченное неведение. Учитель объяснил нам, что бывает омраченное неведение и просто неведение. Что такое омраченное неведение? Это цепляние за такой образ существования феноменов, который полностью противоположен мудрости, познающей пустоту. Существует два вида омраченного неведения. Цепляния за истинность личности – это представление об истинно существующей личности. Цепляние за истинность феноменов – представление об истинно существующих феноменах. Здесь деление проводится на основе объекта, и это отличительная черта Прасангики Мадхъямике. Говорится, что разница лишь в объекте цепляния, тогда как в других школах утверждается, что способ цепляния за личность отличается от цепляния за феномены. 

Поскольку понять пустоту сложно, то Учитель объяснил нам, как мы можем сами себя идентифицировать. Если вы не понимаете теорию взаимозависимости, то на словах вы говорите правильно «я – пусто от самобытия», но на самом деле впадаете в нигилизм. Если вы в медитации очень точно установили объект отрицания и его отвергли, то когда вы выходите из медитации, то вы с легкостью можете почувствовать к ним сострадание. А если вы медитировали с нигилистичным представлением, то когда вы выходите из медитации, то ваш ум остается сухим, вам трудно почувствовать сострадание к другим живым существам. Когда возникает видимость, то это для вас противоречит пустоте. А когда вы размышляете о пустоте, то это противоречит существованию относительных феноменов. Относительная и абсолютная истина начинают противоречить друг другу. И это признак того, что вы идете в неверном направлении. Мы благодарны Учителю за то, что он помогает нам не упасть в крайность нигилизма, и верно ведет нас к пониманию взаимозависимости.

Итак, в учении мы подошли к рассмотрению четырех ключевых положений анализа бессамостности «я». На этом ретрит закончился. Учитель сказал, что это хороший знак, означающий, что мы снова будем встречаться и слушать учение по Дхарме. Несмотря на то, что учение было непростым, все были очень счастливы. В зале царила атмосфера радости, вдохновения к практике Дхармы. Встреча благих друзей, общение с ними на позитивные темы, обсуждение прослушанных лекций умиротворяло умы присутствующих. Все приятно отметили тот факт, что помещение, в котором приходит учение, значительно улучшилось. Выражаем огромную благодарность администрации санатория «Юбилейный» за стремление сделать пребывание для посетителей комфортным и удобным.   

Учитель порекомендовал нам всем читать книгу, недавно выпущенной издательством «Дже Цонкапа» – «Комментарий к IX главе «Бодхичарья-аватары». В ней собраны все наставления трех прошлых зимних ретритов по пустоте. Это потрясающий комментарий, который будет полезен всем, кто заинтересован в избавлении от страданий и принесению благу живым существам. 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа