Самое главное — здоровый ум

Весенняя встреча ростовских учеников с драгоценным Учителем совпала с теплыми и солнечными майскими праздниками. Геше-ла не всегда может быть с нами, потому за эти короткие дни он постарался передать нам сокровенные наставления, по-настоящему способные вылечить наши умы от болезни омрачений, чтобы мы могли самостоятельно развиваться на духовном пути.

Здоровый ум — самое главное, он будет лучшим другом в любых жизненных ситуациях, а негативный ум — наш злейший враг. Жизнь — результат наших мыслей, и чаще всего мы оказываемся рабами омраченных мыслей, даже не замечая того. Признать себя рабом, больным человеком — уже первый шаг. Нужно быть бдительным к омрачениям, уметь дать отпор своим негативным эмоциям. Настоящий герой убивает своих внутренних врагов, которые сами, без борьбы, не сдадутся.

Без философии невозможно быть стабильно добрыми и позитивными. В начале пути необходимо укрепиться в трех практиках: слушании, размышлении и медитации, на их основе возникает мудрость, которая дает возможность развить чистое видение и позитивные состояния ума. Неведение — корень страданий. Искажая реальность, оно лишает нас покоя и счастья. Учение Будды — оружие, уничтожающее неведение, основанное на законах природы, которые не изменяются и не стареют.

Фундаментальным учением Будды являются четыре благородные истины. Будда говорил:

1. Вот благородная истина арьев о страдании. И здесь «вот» — это пять загрязненных совокупностей, находящихся под властью омрачений. Это и есть страдание.

2. Вот благородная истина арьев об источнике страданий. «Вот» указывает на омрачения и негативные отпечатки кармы — причину страданий.

3. Вот благородная истина арьев о пресечении страдания. Здесь «вот» — ум, свободный от омрачений.

4. Вот благородная истина арьев о пути. «Вот» — мудрость, постигающая пустоту.

Настоящий источник страданий — омрачения. Ум, свободный от омрачений, — это покой и подлинное счастье, которых нужно желать себе и другим. Любые мирские объекты в конечном итоге приносят страдания. Отвернуться от иллюзорного сансарического «счастья» — это отречение и настоящая любовь к себе. А высшая любовь и сострадание ко всем живым существам — бодхичитта, желание достичь просветления на благо всех живых существ. Она должна стать смыслом нашей жизни, а также всех последующих жизней. Обретя такую цель, никогда ее не теряя, мы станем настоящим источником счастья для себя и всех существ.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа