Достигнув просветления, человек продолжает создавать карму. Карма должна приводить к сансаре. Так освободился человек от сансары или нет?

Данные о себе
Имя: 
Наташа Смирнова
Город: 
Новосибирск

Вопрос: Если человек достиг просветления, то он свободен от сансары. Но ведь его поступки и мысли тоже создают определенную карму. А, если карма создана, то и должна существовать сансара. Так освободился человек от сансары или нет?

Ответ: Различают два вида кармы — загрязненная карма и незагрязненная карма. Загрязненная карма ввергает нас в сансару. Что касается незагрязненной кармы, то она является причиной освобождения от сансары, или нирваны.
Карма — это действие, точнее, намерение. Не все совершаемые действия являются загрязненной кармой. Если действие совершается под влиянием неведения, цепляния за самобытие вещей, то, даже если оно благое, это загрязненная карма, которая ввергает в сансару. То есть, благая загрязненная карма приносит благоденствие только в сансаре, она никогда не приведет к несансарическому следствию — нирване. Таким образом, для того чтобы освободиться от сансары, нужно создавать незагрязненную карму. А для этого сначала следует напрямую познать пустоту. Так, арьи продолжают создавать карму, но она не загрязнена и потому не ввергает их в сансару.
В буддийской философии есть один спорный вопрос: создает ли будда карму, или нет? На эту тему в монастырях ведутся дебаты. Одни ученые утверждают, что будда не создает карму, так как он творит все деяния спонтанно, и потому у него нет намерений. Другие, напротив, считают, что у будды намерения есть, и поэтому он создает карму, но эта карма не загрязнена. Лично я придерживаюсь последней точки зрения: будда создает карму, но это не означает, что в силу этого он должен вращаться в сансаре. Он создает незагрязненную карму. А карма — это просто действие. То есть действия будды оставляют в его сознании отпечатки, но все эти отпечатки позитивны и безупречны. Таково мое мнение на этот счет.
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа