«Эго — ваш враг, и я не буду его питать, я его уничтожу»

Даже не верилось, что в такое время, когда пандемия закрывает все двери, возможно такое чудо, как приезд драгоценного Учителя в Уфу. Привычный и обжитой зал Театра кукол отказался нас принять в последний момент, всюду проверки, ограничения, препятствия. Но когда это все-таки случилось, мы были счастливы! И когда Учитель на лекции говорил о драгоценности и редкости человеческой жизни, о непостоянстве и смерти, его слова били в самое сердце.

В этот раз Учитель рассмотрел разные аспекты учения о воззрении, медитации и поведении. Воззрение и медитация предназначены для изменения поведения тела, речи и ума. Учитель напомнил нам о законе кармы: совершая неблагие поступки, мы словно подбрасываем вверх перец чили, который затем сыпется нам в глаза (если мы понимаем закон кармы, причинение вреда другим покажется нам столь же неразумным, потому что все, что мы несем в мир, к нам возвращается). Основное воззрение, отличающее буддийскую философию от любой другой, — это учение о четырех великих печатях: все производное непостоянно, рожденное под властью омрачений имеет природу страдания, все пусто от самобытия, только нирвана есть покой. Из этих четырех печатей Учитель подробно рассмотрел две первые и подчеркнул в конце, что учение не закончено и что такое учение нужно получать снова и снова.

Геше-ла рассмотрел четыре заключения о грубом непостоянстве и сказал, что если мы научимся применять их в жизни, мы также сможем использовать знание о тонком непостоянстве. Он назвал эти четыре заключения четырьмя пророчествами, потому что они говорят о том, что с нами неизбежно произойдет в будущем. Самое важное из этих заключений гласит: рождение заканчивается смертью. Если я точно умру и расстанусь со всеми близкими, если я помню, что вместе мы ненадолго, разве захочется мне с кем-то ссориться? Разве есть в свете этого знания хоть какой-то смысл в наших конфликтах? Если помнить об этом, легко можно уступать другим в мелочах, отдавать им маленькие победы.

На второй лекции Учитель уделил основное внимание второй печати, говоря о наших нынешних страданиях как о симптомах нашей основной проблемы — болезни омрачений. Он говорил, как важно распознавать свои ошибки, чтобы не остаться их вечным рабом. Если омрачения возникают просто по привычке — еще куда ни шло; хуже, когда они возникают вследствие ошибочных обоснований. Учитель снова и снова показывал нам наши ошибки с разных сторон, раскрывал наш ум, учил смотреть за пределы одной жизни и мелких корыстных интересов своего эго. «Эго — ваш враг, и я не буду его питать, я его уничтожу», — пообещал он.

На благословении Манджушри Учитель дал нам практику (с намерением принести благо другим визуализировать перед собой божество размером с человека и начитывать его мантру), и объяснил ее пользу: очищение от негативной кармы, накопление заслуг, возможность получить благословение божеств и развить сосредоточение. Также он вновь напомнил о факторах, необходимых для того, чтобы чтение мантр действительно принесло пользу: передача от Наставника, доброта, вера в силу мантры и концентрация при начитывании.

А на следующий день мы проводили Учителя в Аэропорту, но чудо, которое он создал своим визитом, не исчезло, потому что его благое влияние — не просто слова и ритуалы. Он живое воплощение учения Будды, и каждое его действие создает множество последствий, благотворных для всех, кто его окружает. Он дает нам вдохновение, благословение, защиту и множество возможностей накопить заслуги теми способами, которые для нас доступны. Как летящий в небе самолет оставляет след, так и Учитель оставляет за собой след благодарности и чистой радости — просыпаться и помнить, что мы еще живы, а значит, можем использовать свою драгоценную жизнь по назначению.

Даже не верилось, что в такое время, когда пандемия закрывает все двери, возможно такое чудо, как приезд драгоценного Учителя в Уфу. Привычный и обжитой зал Театра кукол отказался нас принять в последний момент, всюду проверки, ограничения, препятствия. Но когда это все-таки случилось, мы были счастливы! И когда Учитель на лекции говорил о драгоценности и редкости человеческой жизни, о непостоянстве и смерти, его слова били в самое сердце.

В этот раз Учитель рассмотрел разные аспекты учения о воззрении, медитации и поведении. Воззрение и медитация предназначены для изменения поведения тела, речи и ума. Учитель напомнил нам о законе кармы: совершая неблагие поступки, мы словно подбрасываем вверх перец чили, который затем сыпется нам в глаза (если мы понимаем закон кармы, причинение вреда другим покажется нам столь же неразумным, потому что все, что мы несем в мир, к нам возвращается). Основное воззрение, отличающее буддийскую философию от любой другой, — это учение о четырех великих печатях: все производное непостоянно, рожденное под властью омрачений имеет природу страдания, все пусто от самобытия, только нирвана есть покой. Из этих четырех печатей Учитель подробно рассмотрел две первые и подчеркнул в конце, что учение не закончено и что такое учение нужно получать снова и снова.

Геше-ла рассмотрел четыре заключения о грубом непостоянстве и сказал, что если мы научимся применять их в жизни, мы также сможем использовать знание о тонком непостоянстве. Он назвал эти четыре заключения четырьмя пророчествами, потому что они говорят о том, что с нами неизбежно произойдет в будущем. Самое важное из этих заключений гласит: рождение заканчивается смертью. Если я точно умру и расстанусь со всеми близкими, если я помню, что вместе мы ненадолго, разве захочется мне с кем-то ссориться? Разве есть в свете этого знания хоть какой-то смысл в наших конфликтах? Если помнить об этом, легко можно уступать другим в мелочах, отдавать им маленькие победы.

На второй лекции Учитель уделил основное внимание второй печати, говоря о наших нынешних страданиях как о симптомах нашей основной проблемы — болезни омрачений. Он говорил, как важно распознавать свои ошибки, чтобы не остаться их вечным рабом. Если омрачения возникают просто по привычке — еще куда ни шло; хуже, когда они возникают вследствие ошибочных обоснований. Учитель снова и снова показывал нам наши ошибки с разных сторон, раскрывал наш ум, учил смотреть за пределы одной жизни и мелких корыстных интересов своего эго. «Эго — ваш враг, и я не буду его питать, я его уничтожу», — пообещал он.

На благословении Манджушри Учитель дал нам практику (с намерением принести благо другим визуализировать перед собой божество размером с человека и начитывать его мантру), и объяснил ее пользу: очищение от негативной кармы, накопление заслуг, возможность получить благословение божеств и развить сосредоточение. Также он вновь напомнил о факторах, необходимых для того, чтобы чтение мантр действительно принесло пользу: передача от Наставника, доброта, вера в силу мантры и концентрация при начитывании.

А на следующий день мы проводили Учителя в Аэропорту, но чудо, которое он создал своим визитом, не исчезло, потому что его благое влияние — не просто слова и ритуалы. Он живое воплощение учения Будды, и каждое его действие создает множество последствий, благотворных для всех, кто его окружает. Он дает нам вдохновение, благословение, защиту и множество возможностей накопить заслуги теми способами, которые для нас доступны. Как летящий в небе самолет оставляет след, так и Учитель оставляет за собой след благодарности и чистой радости — просыпаться и помнить, что мы еще живы, а значит, можем использовать свою драгоценную жизнь по назначению.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа