1. Что делать в момент смерти, если можешь сохранить осознавание? 2. Какой распорядок практики Вы посоветуете применительно к каждому дню (месяцу, году), какие проводить ретриты?

Данные о себе
Имя: 
Без имени (архив)
Город: 
Уфа

Вопрос: Досточтимый Геше-ла! Меня последнее время беспокоит следующая мысль: жить человеком осталось около 30-40 лет, и возможна преждевременная смерть. Исходя из минимальных целей, хочется вновь обладать драгоценной человеческой жизнью. Основой для достижения является нравственность (обеты мирянина, я думаю) и чистая мольба (выполнение практики качественно, с реализациями).
Вопрос в следующем: что делать, если завтра я лишусь жизни и, возможно, сохраню осознавание в момент смерти-то есть пойму, что умираю? Второй вопрос в том, что делать эти 30-40 лет, какой распорядок практики Вы посоветуете — применительно к каждому дню (месяцу, году). А также, возможно, какие ретриты проводить, и какой продолжительности, в какой последовательности?

Ответ: Для того, чтобы достичь благоприятного рождения в будущей жизни, особенно для обретения драгоценной человеческой жизни, очень важно жить нравственно. Нравственность можно практиковать в повседневной жизни, например, развивая в себе решимость не совершать десять негативных карм — не убивать, не воровать. Каждый день вы твердо обещаете себе совершать как можно меньше негативных действий телом, речью и умом. И стараетесь всеми силами избегать их… Это и есть нравственность. Подобную нравственность должен культивировать в себе каждый буддист. Нравственность — это решимость не совершать дурных поступков. Для того, чтобы породить в себе эту решимость, нужно как можно больше размышлять о последствиях негативной кармы и твердо обещать себе: «Я так поступать не буду». Несовершение негативных действий с подобной решимостью является нравственностью — причиной обретения высоких рождений в будущем. Для того, чтобы практиковать нравственность, вовсе не обязательно становиться монахом — можно оставаться и мирянином.
Никто из нас не знает, когда мы умрем — смерть может настичь нас и завтра, и послезавтра… Поэтому очень важно заниматься практикой каждый день. В таком случае, если даже вы умрете завтра, ваш ум будет находиться под влиянием вашей духовной практики, и вы умрете с позитивным настроем ума. Поэтому лучший способ подготовиться к смерти — это заниматься практикой каждый день. Это очень важно. Итак, каждый день читайте молитву, делайте садханы Ямантаки и Ваджрайогини, другие обязательства.
В общем, для Вас лучшая практика — это Ваши ежедневные обязательства. Если, помимо этого, Вам захочется провести ретрит, проводите затворничества по нендро Прибежища, Ваджрасаттве, Гуру-йоге… После этого проводите ретриты по Ламриму, это очень важно. Каждой теме Ламрима посвящайте неделю. Это изменит Ваше мышление, Ваш подход к жизни… После ретритов по Ламриму любая практика будет гораздо быстрее вызывать у Вас необходимые чувства. Без аналитической медитации по Ламриму наш ум изменить очень трудно. Поэтому ретриты по Ламриму очень и очень нужны.
Если Вы хотите делать практику Ваджрасаттвы в повседневной жизни, это тоже очень хорошо. Тогда возьмите обязательство читать 50 или 100 мантр Ваджрасаттвы каждый день. И больше внимания уделяйте развитию бодхичитты, думайте о бодхичитте. Делайте практику тонглен — принимайте на себя страдания живых существ, отдавайте другим все благо и счастье. Культивируйте это чистое состояние ума, желание, чтобы другие живые существа были счастливы. Это очень важно. И не надо заниматься практикой с эгоизмом: «Я сделаю это нендро, то нендро, потом смогу приступить к практике тантры и достигну таких-то реализаций… » В этом случае Ваше эго отравит и разрушит всю Вашу практику. В России многие совершают эту ошибку: они практикуют с эгоизмом. «Я хочу сделать это, сделать то, я хочу уйти в строгий ретрит, я, я, я… » Поэтому все их старания напрасны, и их практика не приносит никаких результатов… Особенно если вы практикуете тантру исходя из эгоизма, из желания стать буддой очень быстро и затем наслаждаться… Такая практика совершенно бессмысленна. Такая тантра превращается в яд. Она будет лишь еще больше подпитывать ваше эго, и постепенно у вас начнет пропадать интерес к Ламриму… Поэтому, какой бы практикой мы ни занимались, очень важно иметь мотивацию бодхичитты, думать о страданиях других и желать, чтобы все живые существа стали свободны от страданий и причин страданий — то есть, от цепляния за эго и себялюбия… Желать также, чтобы все живые существа обрели совершенное счастье и причины этого счастья, то есть бодхичитту и мудрость, познающую пустоту. И желать самому дать им все это. «Для того, чтобы привести всех живых существ к безупречному счастью и дать им причины этого счастья, да достигну я состояния будды». Если во время практики вы будете поддерживать в себе такой настрой, она будет становиться все глубже и глубже. При этом движущей силой ваших размышлений должны быть учения о Четырех благородных истинах, двенадцатичленной цепи взаимозависимого происхождения… Тогда ваша практика будет по-настоящему глубокой. А иначе, по какой бы тантре вы ни проводили ретрит, он останется лишь поверхностным.
Что касается Вашего вопроса о том, что делать непосредственно во время умирания, то в это время важнее всего думать о Прибежище и бодхичитте. Перед смертью самое главное — это породить в себе мотивацию бодхичитты. «Рождение кончается смертью. Где бы я ни родился, пусть это будет там, где живые существа более всего нуждаются в моей помощи. Да смогу я жизнь за жизнью помогать живым существам и приносить им благо». Если Вы умрете с такой мотивацией, с заботой о других, а также с чувством Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе, то у вас стопроцентно будет высокое перерождение.
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа