Для чего проводятся обширные посвящения со множеством людей, если у них нет понимания пустоты?

Данные о себе
Имя: 
Альмана
Город: 
Элиста

Вопрос: Уважаемый Геше Тинлей! В вашей книге «Сутра и Тантра» сказано, что, «если вы не знаете, что такое пустота, то получать посвящение бесполезно или мало эффективно». Тогда для чего проводятся такие обширные посвящения (например, Калачакра в Калмыкии) со множеством людей, если у них нет понимания пустоты? Спасибо.
 
Ответ: Как правило, человеку, который получает посвящение в тантру, очень важно иметь три основы пути — отречение, бодхичитту и мудрость, познающую пустоту. Отречение необходимо иметь в качестве основы, бодхичитту — в качестве мотивации и мудрость, познающую пустоту — в качестве воззрения. Если у вас нет этих трех основ пути, вы не сможете получить настоящее посвящение. Врата в тантру открывает именно посвящение. А без бодхичитты невозможно получить настоящее посвящение, а значит, и вступить на путь тантры. Тем не менее, в наше время часто проводятся такие массовые посвящения, как посвящение Калачакры. Важно понимать, что, когда посвящение даруется ради практики учеников, последние должны обладать бодхичиттой, иначе не смогут получить посвящение. Однако в некоторых случаях учитель проводит посвящение ради того, чтобы оставить отпечаток в сознании тех, кто это посвящение принимает. Таково посвящение Калачакры: оно дается ради отпечатка, а также ради создания особой кармической связи, необходимой для рождения в Чистой земле Шамбале. Для принятия подобного посвящения самое главное — это иметь веру в Дхарму. В этом случае, несмотря на то, что вы еще не являетесь подходящим сосудом для практики тантры, посвящение оставит в вашем сознании определенный отпечаток, в силу которого в будущем у вас будет шанс переродиться в Шамбале. Кроме того, у вас появится некоторая кармическая связь с тантрой.
     Именно с этой целью Его Святейшество Далай-лама, а также Богдо-геген Ринпоче, дают массовые посвящения Калачакры. Если же посвящения даются сугубо для практики, то количество участников ограниченно, и после посвящения их связывают особыми обетами и обязательствами. В древние же времена посвящение могли получить только ученики, прошедшие все предварительные практики. Сейчас, в наше время, строгостей стало меньше, так как чрезмерная требовательность со стороны духовных учителей к тем, кто принимает посвящения, может поставить под угрозу само продолжение линии преемственности учения. Если это возможно, тем, кто получает посвящения в наши дни, очень важно иметь подлинные реализации отречения, бодхичитты и мудрости, познающей пустоту. Если же это невозможно, то, по крайней мере, хотя бы некоторый уровень этих реализаций. Тогда посвящение будет полезно, и до некоторой степени станет возможна практика тантры. Способность к настоящей практике тантры в наши дни стала большой редкостью. Настоящей практикой тантры могут заниматься, повторяю, только люди, обладающие подлинным отречением, бодхичиттой и познанием пустоты. Такие люди способны за краткое время достичь подлинных духовных реализаций.
     В этой связи различные мастера по-разному относятся к проведению тантрических Посвящений. Одни из них говорят, что посвящения не следует давать очень открыто — они рассматривают этот вопрос с точки зрения практики. Другие же мастера дают посвящения довольно часто, и у них на это есть также свои основания: закладывание благого отпечатка в сознании людей, что будет полезно им в будущих рождениях. Эти учителя считают, что это достаточно веская причина для дарования посвящений даже не вполне готовым к ним ученикам.
     В связи с этим расскажу одну историю, которая произошла в Тибете. Один высокий лама давал посвящения довольно часто. Другой, не менее высокий лама, был очень строг в этом отношении и не давал посвящений. Они дружили между собой. Однажды при встрече тот лама, что не давал посвящений, спросил друга: «Почему ты даешь так много посвящений? Если люди, получившие от тебя посвящение, не смогут хранить в чистоте свои обеты, нарушат самаю, то из-за этого попадут в низшие миры!» На это второй лама ответил: «Я знаю, что эта опасность реальна. Но, с другой стороны, если я не давал бы посвящений и благодаря этому люди не рождались бы в низших мирах, это было бы замечательно, и тогда мне действительно не стоило бы давать посвящений. Но даже если люди не получают посвящений, они создают больше негативной кармы, чем благой, и их также ждут низшие миры. Поэтому гораздо полезнее родиться в низших мирах с неким кармическим отпечатком тантры, чем не имея этого отпечатка». Это важный момент, который стоит принять к сведению.
     Сам же я стараюсь следовать срединному пути: с одной стороны, я строг в отношении посвящений и настаиваю на том, что для получения посвящения нужна хорошая подготовка, но с другой стороны, в некоторых случаях рекомендую людям получить посвящение. Тем, кто восторженно относится к разнообразным посвящениям и хочет получать все подряд, я советую умерить пыл и сначала как следует подготовиться к посвящениям. Некоторые же из моих учеников панически боятся тантры, и им я говорю, что им важно получить посвящение, чтобы иметь хотя бы какой-то кармический отпечаток тантры. Поэтому очень важно в этом вопросе придерживаться золотой середины, не впадая в крайности.