Как практиковать в течение целого дня, не оставляя своей работы и семейных обязанностей?

Данные о себе
Имя: 
Константин
Фамилия: 
К.
Город: 
Москва

Вопрос: Уважаемый Геше-ла! Рад, что теперь есть возможность задать Вам вопрос через сайт Центра Ламы Цонкапы. Каким образом можно практиковать в течение целого дня, не оставляя своей работы и семейных обязанностей?
 
Ответ: Для вас очень важно включить духовную практику в свои повседневные обязательства. Иногда люди думают, что смысл духовной практики в том, чтобы бросить семью, работу и удалиться в какое-нибудь уединенное место. Это неверно. Духовная практика подобна принятию лекарства. И Вам нужно каждый день принимать нужную дозу этого лекарства. Если человеку нужно вылечиться от хронической болезни, он не скажет: «Ох, мне нужно ежедневно пить лекарства, поэтому я не могу работать!» Очень многие люди лечатся и работают одновременно. Таким образом, и Вы по утрам и вечерам регулярно выполняйте определенную практику. Делать практику регулярно, непрерывно, гораздо лучше, чем какое-то время заниматься практикой интенсивно, а потом все бросить. Если Вы будете выполнять свою ежедневную практику чисто, то только подумайте, сколько практики Вы сделаете, например, за год!
     Поскольку большинству из нас нужно работать и содержать семью, я всегда говорю своим ученикам: «Не отрезайте себя от общества, от материальных вещей. Сейчас мы от них зависим, поэтому отбрасывать все это было бы большой ошибкой».
     Но с другой стороны, не позволяйте себе полностью погрязнуть в своей работе и других обязанностях. Не забывайте, что эта жизнь очень коротка. И не слишком переживайте из-за своих детей. У каждого человека своя карма и свои заслуги, поэтому каждый проживет свою жизнь в соответствии с проявляющейся у него кармой. Жизнь Ваших детей также будет зависеть от той завершающей кармы, с которой они родились, а не от Ваших желаний.
     Итак, просыпаясь по утрам, делайте чистую практику. Скажите себе: «Я не могу много практиковать, поэтому, когда у меня есть на это хоть немного времени, я должен стараться делать практику как можно чище». Ценность даже небольшой духовной практики очень велика. Лама Цонкапа говорил, что в любой духовной практике очень важны два фактора. Это, в начале, правильная мотивация. Вашей мотивацией не должна быть забота об этой жизни. Скажите себе: «Для этой жизни я делаю очень много всего, поэтому то немногие усилия, которые я трачу на духовную практику, должны быть посвящены счастью в будущих жизнях». На среднем уровне мотивацией должно служить освобождение от сансары, а на высшем — достижение просветления ради счастья всех живых существ. Итак, по утрам перед практикой немного занимайтесь аналитической медитацией, чтобы развить эти три уровня мотивации. Когда почувствуете, что у вас зародились до какой-то степени эти три намерения, приступайте к практике, и она будет блестящей. В заключение практики, по словам ламы Цонкапы, очень важно сделать правильное посвящение заслуг. Все заслуги, созданные за время практики, искренне посвятите счастью всех живых существ, а также достижению состояния будды ради блага всех живых существ. Практика Дхармы, сопровождающаяся подобным искренним, исходящим от самого сердца посвящением заслуг, подобна стакану воды, который вливается в океан. Тогда, сколько бы ни существовал океан, в нем будет существовать и этот стакан воды. А практика Дхармы без правильного посвящения заслуг подобна стакану воды, выставленному на солнце: вся вода в стакане скоро испарится. О важности мотивации бодхичитты сказал также и Шантидева. По его словам, без бодхичитты любые заслуги подобны банановому дереву: это дерево плодоносит лишь однажды и затем засыхает. Но любые заслуги, любая карма, созданная с намерением бодхичитты, подобны древу исполнения желаний, которое плодоносит постоянно. Иными словами, когда проявится карма, созданная с мотивацией бодхичитты, она будет приносить плоды постоянно, до тех пор, пока вы не достигнете состояния будды. Например, если это карма рождения человеком, то в силу этой кармы вы в дальнейшем вновь и вновь будете обретать человеческое рождение, безупречную, драгоценную человеческую жизнь. Поэтому в настоящее время для Вас очень важно создавать именно такую карму, карму, которая принесет Вам в будущем такие великолепные результаты.
     Еще раз повторяю Вам: важно не количество, а качество практики. Если в своей повседневной жизни Вы будете создавать подобную карму, то, когда в будущем проявится одна из них, как это будет прекрасно!
     Также в повседневной жизни вы можете много заниматься неформальной практикой. Например, когда Вы идете на работу, всегда зарождайте в себе мотивацию любви и сострадания. С чем бы вы ни столкнулись, старайтесь разрешить вопрос мирным путем, старайтесь увидеть проблему с двух сторон, то есть поставить себя на место других. И будьте чутки к другим людям. Тогда вы всегда будете принимать верное решение.
     И очень важно иметь большое сердце. У нас в Тибете говорят, что человек с маленьким сердцем не вынесет, даже если по его сердцу пробежит крошечное насекомое. А если у человека большое сердце, то даже если по сердцу проскачет конь, он этого не почувствует. И у Вас должно быть такое же большое сердце. Желаю Вам всего самого лучшего!