"Прежде чем преступить к медитации, нужно сделать ум более здоровым"

В этот раз в Уфе Геше-ла поделился с нами сущностными наставлениями по развитию шаматхи, однонаправленного сосредоточения, а на лекции для Дхарма-центра «Тушита» — наставлениями по прибежищу

Начались лекции, как обычно, с общих советов. Геше-ла говорил о том, как сильно зависит качество нашей жизни от нашего отношения к окружающему: мы можем сильно изменить свою жизнь, изменив свое отношение к ней, к тому же, если мы осознаем себя причиной того, что с нами происходит, мы в первую очередь выберем путь ненасилия, чтобы пресечь цепь создания негативной кармы.

Учение о медитации Геше-ла начал с объяснения пяти внутренних благоприятных условий для медитации, которые нам необходимо создать в своем уме. Прежде чем приступить к медитации, нужно сделать свой ум здоровым, а для этого — умерить свои нездоровые желания и взрастить здоровые, связанные с обретением счастья в будущих жизнях. Для медитации нужен удовлетворенный ум, а чтобы развить удовлетворенность, сравнивайте свои проблемы с большими проблемами других людей, а свое богатство — с меньшим чужим. Еще одна основа сосредоточения — нравственность, то есть наблюдение за телом, речью и умом и сознательный отказ от создания десяти негативных карм. Также во время развития сосредоточения нужно не вовлекаться в мирские дела и уменьшать количество концептуальных мыслей. Мысли возникают на основе чувственного восприятия, а потому следует больше обращать ум внутрь, чем наружу. В ретрите по шаматхе это достигается пресечением связей с внешним миром, в повседневной жизни нужно хотя бы сосредоточиться на своих делах и не лезть в чужие.

Геше-ла начал рассматривать тему ошибок медитации и противоядий от них и подробно объяснил первые две ошибки и соответствующие противоядия. Первую ошибку — лень — Учитель определил как препятствие к развитию ума, проявляющееся как отсутствие действий или неправильное действие, и рассказал о разновидностях лени. Первое, что противостоит лени, — это вера в достоинства шаматхи и в свою способность развить ее. Вера в достоинства шаматхи зарождается благодаря слушанию учения и размышлению о том, что лишь на основе шаматхи можно реализовать три основы пути, обрести ясновидение, без которого очень трудно качественно помогать другим. Вера в свою способность развить шаматху рождается на основе медитации на драгоценность человеческой жизни и устраняет лень самоуничижения. Из веры возникает вдохновение, из вдохновения — энтузиазм — так порождаются остальные противоядия от лени.

Вторая ошибка медитации — забывание объекта медитации, и противоядие от нее — внимательность, то есть удержание в уме знакомого объекта без отвлечений. Как и противоядия от лени, противоядие от забывания объекта тренируют заблаговременно, до медитации. Развитию внимательности способствует практика нравственности, наблюдения за своей мотивацией, а также внимание к своим повседневным действиям. Внимательность подобна веревке, которой привязывают дикого слона ума к колонне объекта медитации. Чтобы объект медитации, например образ Будды, стал стабильным, стойким, как колонна, его нужно научиться визуализировать, а для этого полезно в повседневной жизни разглядывать изображение или статую, тогда образ Будды останется в памяти.

Другие необходимые условия для хорошей медитации — удобное сиденье, поза Вайрочаны и дыхательная йога. Геше-ла научил нас выполнять грубую и тонкую йогу дыхания, дал прямую передачу практики, медитируя вместе с нами. Своим старым ученикам Учитель дал советы, как совмещать дыхательную йогу с йогой божества и как переходить от тонкой дыхательной йоги к однонаправленной медитации на ум в традиции махамудры.

Геше-ла рассказал историю о монахе из Шаолиня, которому мастер кун-фу дал задание бить по воде ребрами ладоней, и он выполнял это задание целый год, а другого обучения у него не было. Однажды он приехал в родную деревню, где родственники стали расспрашивать его об учебе и просили продемонстрировать кун-фу, которому он научился. Монах сказал, что целый год бил руками по воде и ничему не научился; с досады он стукнул по столу ребром ладони, и стол тут же разлетелся в щепки… Этой историей Геше-ла учил нас тому, что для медитации, как и для кун-фу, очень важна предварительная тренировка, такая как медитация на дыхании, сидение в семичленной позе, запоминание деталей изображения Будды или внимательность к тому, куда мы кладем свои ключи.

В конце последней лекции Геше-ла учил находить и удерживать объект медитации, объясняя этапы обнаружения объекта и приводя уже знакомые многим аналогии с яйцом и с канатоходцем. Также он дал несколько важных советов: во-первых, не пытаться вначале сделать объект более четким, сделать акцент на как можно более долгом удержании объекта, даже если он становится мутным пятном; во-вторых, концентрироваться на Будде с верой и вдохновением, видя в нем своего кумира. Холодный ум изменить трудно, его нужно раскалить, как металл, на огне позитивных эмоций, тогда он станет податливым.

На лекции для членов Дхарма-центра Геше-ла объяснял, как принимать прибежище в трех Драгоценностях на основе ясного понимания философии. Он прокомментировал все пункты аналитической медитации и по некоторым из них дал очень глубокие наставления, выходящие за пределы традиционных комментариев к Ламриму. Учитель глубоко рассматривал страх, который является одной из причин прибежища, и посоветовал нам выполнить три ретрита по прибежищу: начального, среднего и высшего уровня, порождая в каждом ретрите соответствующие виды страха: перед страданиями низших миров, перед всепроникающим страданием и перед страданиями всех, кто вращается в сансаре под властью омрачений. Низший уровень страха Геше-ла связал с темами непостоянства и смерти и закона кармы. О среднем уровне страха он говорил так: «Нужно хорошее представление о нирване, пресечении всепроникающего страдания. Если я действительно осознаю всепроникающее страдание как болезнь, освобождение от него станет моей реальной целью».

Объясняя, кто такой Будда, Учитель прокомментировал четверостишие Дигнаги, в котором доказывается, что Будда — достоверное существо, и подробно рассказал о трех каях, или Телах Будды, а также о том, какие причины нужно создать, чтобы их обрести. Дхармакаю и Рупакаю он объяснил с точки зрения основы, пути и плода. Учитель подчеркнул, что для понимания сути Трех Драгоценностей важно развивать логику.

За эти четыре дня Учитель дал нам множество бесценных наставлений, и объем статьи не позволяет даже кратко перечислить их все. Пусть этот краткий и неполный пересказ уфимских лекций будет нам напоминанием о том, что мы должны практиковать, а тем, кто не был на этих лекциях, — источником вдохновения.