Центр буддологии и тибетологии ТувГУ провел третий завершающий диспут «Буддизм в семейной жизни» по книге досточтимого геше Джампа Тинлея «Буддийские наставления о семье»

Почетным гостем диспута был досточтимый геше Джампа Тинлей, являющийся учеником Его Святейшества Далай-ламы XIV и автором книги. Геше Тинлей вот уже в течение двадцати лет прибывает в Туву для публичных лекций по философии буддизма. 

Завершающий диспут прошел 27 мая 2016 года в актовом зале Тувинского государственного университета. Организатором диспута выступил Центр буддологии и тибетологии ТувГУ и его руководитель — к.ф.н. Чечек Адыгбай, доцент кафедры философии ТувГУ, группа поддержки и друзья Центра.

Официальную часть мероприятия открыла руководитель Центра Чечек Адыгбай. Поприветствовав участников и гостей диспута, она отметила, что данный диспут является завершающим, потому немного особенным и праздничным. Она напомнила собравшимся, что первый был посвящен выбору спутника жизни, второй — достоинствам и недостаткам в семейных отношениях, а третий — роли буддизма в семейных отношениях: «Группа поддержки и друзья Центра буддологии уже в третий раз проводят диспут для студентов университета по книге Досточтимого Геше Джампа Тинлея «Буддийские наставления о семье». Очень рады тому, что наши диспуты проходят под руководством Досточтимого Геше Джампа Тинлея. Данную тему мы выбрали не случайно, так как она интересна, актуальна и важна для молодежи, ведь создание семьи - это очень важный вопрос и процесс не только в жизни каждого человека, но и в конечном итоге для всего общества. Гармоничные отношения в семье, взаимопонимание, взаимоуважение, поддержка в трудные моменты, воспитание детей – залог здоровых отношений в обществе. Поэтому важно молодым быть очень осознанными, ответственными в этом вопросе, понимать всю серьезность принятых на себя обязательств, важно правильно подходить к созданию семьи».

Также она презентовала информационное издание Центра буддологии и тибетологии «ЦБиТ ТувГУ: история, основные направления работы и мероприятия» (составители – Ч.О. Адыгбай, А.А. Конгу, А.Б. Чаажытмаа), выпущенное к 3-летию создания Центра при финансовой поддержке спонсоров, в котором собраны материалы о деятельности и мероприятиях, организованных Центром, в том числе и о двух предыдущих диспутах. Рецензентами издания выступили Оюмаа Саая, к. филол.н., ведущий научный сотрудник Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических отношений (ТИГПИ) и Валериана Ликтан, к.э.н., директор Кызылского педагогического института. Чечек Адыгбай поблагодарила всех, кто принимал участие в мероприятиях Центра, поддерживал его деятельность – руководство университета, научный отдел, а также тех, кто помогал при издании данной книги, в том числе и рецензентов, спонсоров, технических редакторов – Андрея Даша и Азата Аскарова. 

Первый экземпляр был подарен Досточтимому Геше Джампа Тинлею. Была озвучена и еще одна радостная весть для всех присутствующих – это перевод книги «Буддийские наставления о семье» на тувинский язык составителями.

Проректор по науке ТувГУ Урана Ондар, поприветствовав и поздравив всех присутствующих, также поблагодарила геше Джампа Тинлея: «Очень рады тому, что у нас в университете проводятся такие диспуты. Помню, что на первом диспуте участников и зрителей было немного меньше,  сегодня зал у нас полный. Это говорит о том, что есть интерес со стороны студентов и молодежи к буддийской философии, они хотят знать, исследовать, открывать, обсуждать и анализировать, что очень важно». Она также подчеркнула важность обсуждаемой темы, подчеркнув, что гармония и здоровые отношения в семье являются и причинами здоровых отношений в обществе. Проректор пожелала участникам, особенно молодежи быть инициативными, открытыми, гибкими, почерпнуть что-то полезное и интересное для себя.  

Досточтимый Геше Джампа Тинлей тепло поприветствовал всех участников диспута, поблагодарил за приглашение и отметил, что очень важно проводить подобные мероприятия, направленные на обсуждение, анализ и поиск истины: «Очень счастлив сегодня быть с вами здесь. В современном мире очень важно, чтобы молодежь изучала буддийскую философию, развивала логику, чтобы каждый думал, как достичь спокойного, здорового состояния своего ума. Ведь самое главное – это здоровое состояние ума, без омрачений. Для этого важно изучать буддийскую философию, применять ее в своей повседневной жизни, анализировать, быть нравственными и добрыми людьми. В будущем было бы очень важно и интересно проводить диспут про ум, сознание, про позитивные и негативные состояния ума. Ведь буддизм – это наука об уме». Также он дал ценные наставления для молодежи.

После этого модераторы диспута Саян Саая и Аржаана Конгу поприветствовали участников, гостей диспута, и устроили для команд небольшой сюрприз, подчеркнув, что все должны быть готовыми к любым переменам, ибо практика непостоянства в буддизме тоже важна. Дело в том, что  в самом начале организаторами диспута было объявлено, что будут дискутировать две команды – команда, состоящая из числа студентов университета и команда молодежи из числа молодых ученых, членов молодежных организаций, активистов и т.д. Команды должны были заранее подготовиться, собрать членов, выбрать капитана, придумать название, выполнить домашнее задание и т.д., что ими и было сделано. Сюрприз состоял в том, что модераторы диспута попросили участников команд разделиться на две команды…по гендерному признаку, т.е. на команду девушек и команду парней. Молодежь на эту ситуацию отреагировала гибко, и быстро разделились на две команды.   

Капитаном команды юношей «Бодрость» был выбран Буян Ондар.  Капитаном команды девушек «Буддистки» стала Алдынай  Имажап.

После представления команд модераторы попросили изложить и показать первое домашнее задание – знание по терминологии слов-обращений к любимой, любимому на тувинском языке (с переводом на русский язык) по возрастной градации отношений (период ухаживаний, создание молодой семьи, рождение детей, зрелая семья). Например, заменить слово-обращение «ашак», «кадай» - «өөм ээзи/хозяин юрты», «өөм ишти/хозяйка юрты». Первыми ответили представители команды «Бодрость». Они перечислили следующие варианты: «чүрээм чартыы» - половинка/частичка моего сердца, «ынаныжым/чөлеңгиижим» - опора моя, «сарыым» - ласковая моя, «эжим» - мой друг и др. Команда девушек представила такие термины: «чассыгбайым» - ласковый мой, «чарашпайым» - красивый, «күштүгбейим» - силач, «айым» - луна моя, «хүнчүгежим» - солнце мое и т.д.

Модераторы диспута также попросили зрителей и гостей озвучить их слова-обращения. Так, представители старшего поколения в основном произнесли такие слова-обращения, как «уругларым авазы» - мать моих детей, «уругларым ачазы» – отец моих детей, «кады кырыырым» - вместо со мной стареющий (ая), «эжим» - друг мой, подчеркнув, что в тувинском традиционном обществе всегда было уважение к старшим, оберегали детей.

Суть второго домашнего задания заключалась в том, чтобы творчески показать смысл хокку. Командам зачитали следующее хокку:

 

Дождь и град, снег и лед

Делятся друг от друга;

Но после того как они падают

Они все превращаются в воду.

         Студенты постарались очень креативно, необычно, творчески показать и раскрыть смысл хокку. Так, команда девушек симпровизировала так:  девушки показали дождь, град, снег, лед, как сестер, а сестра-солнце своей теплотой превратила их в воду. Суть заключалась в том, что доброе сердце (солнце), несмотря на различия в чем-то, видит во всех доброту и дарит всем тепло.

         Команда парней отнеслась к данному заданию весьма необычно, но суть тоже раскрыли в виде доброты и сострадания ко всем живым существам. Они сначала показали двух парней, один был работодателем, а другой устраивался на работу. Сначала между ними был весьма сухой разговор, затем в процесс ответов выяснилось, что они оказались братьями, которых в детстве разлучили, и они снова обрели друг друга. 

         Затем перешли к вопросам диспута. Первый вопрос звучал так: «Родители являются самыми важными людьми в нашей жизни. Почему осознание доброты родителей является путем к духовному или нравственному росту?». Перед этим модераторы прочитали отрывок из реальной истории жизни монахини Ани Чоинг Дралма «Меченная».

«Если детям дается шанс позаботиться о родителях и обеспечить их всем необходимым, этим шансом нужно воспользоваться. Те, кто еще может показать своей маме, как вы ее любите, пользуйтесь отпущенным временем. Любите и оберегайте ее. Вы даже не представляете, какое это счастье, когда мама рядом, когда ее можно позвать просто так и она придет, когда можно смотреть на то, как она дышит, и не думать, что каждый вздох может стать последним; слышать, как она смеется и видеть ее улыбку. Мать всегда желает своему ребенку самого лучшего, радуется его счастью, страдает, когда ему больно, и ее боль сильнее во много раз. Нам часто говорят о Боге, но родители - это нечто большее. Они спасают нас с самого рождения, ведь без них мы бы не выжили после рождения».

Представители команд говорили, что родители даруют детям драгоценную человеческую жизнь, с самого младенчества оберегают и защищают своих детей, поэтому они и являются самыми главными людьми.

Досточтимый Геше Джампа Тинлей пояснил, что именно родители, особенно мама, обладает великим состраданием, любит своих детей больше чем себя и даже готова отдать свою жизнь, поэтому она обладает огромным состраданием. 

Далее команды обсудили такие вопросы, как буддийское воспитание детей, щедрость в семье и щедрость, семья и практика Дхармы.

Интересно было то, что участники старались при ответах полагаться на свой жизненный опыт, знания по философии буддизма, на научные знания. 

В итоге все участники пришли к следующим выводам: очень важно в жизни и в семье быть добрыми, сострадательными людьми, уважать и понимать друг друга, стараться с каждым днем уменьшать свои омрачения, ведь цель создания семьи – забота о другом человеке; через семью приносить благо живым существам, передавать свои знания и положительный опыт детям. Важно развивать терпение, понимание и заботу.

После диспута были вручены грамоты командам, все приняли активное участие, произнесены искренние слова благодарности участникам, гостям и зрителям. Гостьи из Бурятии также произнесли слова благодарности, поделились своими впечатлениями.