Как бороться с сонливостью во время медитации?

Данные о себе
Имя: 
Алексей
Город: 
Красноярск

Вопрос: Низкий поклон Вам, уважаемый Геше-ла! Желаю Вам здравствовать долгие годы. Хочу обратиться к Вам с вопросом. В настоящее время я пытаюсь практиковать четыре методики — это анапана-сати, випассана, визуализация изображения статуэтки Будды и представление буквы А во время засыпания. Специальных наставлений о них не получал, практикую из книг на свой страх и риск. Стараюсь их чередовать в зависимости от состояния: если осознанность хорошая — практикую випассану, если состояние сонливое — удерживаю в воображении статуэтку Будды, если ум блуждает и нужно его успокоить — анапану. Около 13 лет практиковал анапана-сати, добился некоторых успехов, но не смог продвинуться дальше из-за различных помех, в том числе из-за сонливости. Поэтому и решил разнообразить практику. Можно ли так чередовать данные методики или, если решил копать колодец, нужно это делать в одном месте? Следует ли мне выбрать лишь одну методику, отбросив остальные? И, если можно их чередовать, то через какое время это можно делать?
И еще два коротеньких вопроса, если можно. Какие существуют методы борьбы с сонливостью, например, во время медитации анапана-сати? И нужно ли удерживать полузакрытыми глаза в анапана-сати и випассане? Рекомендуется ли это делать во всех техниках медитации? Заранее огромное Вам спасибо за Ваш неоценимый труд! Это прекрасно, что появилась такая возможность задать Вам свой вопрос через интернет. Ваши наставления очень ценны и значимы для людей, практикующих медитацию самостоятельно.

Ответ: Я не знаком с медитативной техникой анапана-сати, и не могу ничего сказать о ее подлинности. Для того чтобы избавиться от сонливости, вам необходима соответствующая техника. Мне трудно пояснить этот момент в двух словах. Я бы порекомендовал вам прочитать мою книгу «Шаматха». В ней все это ясно изложено. В первую очередь вам необходимо узнать, что представляют собой пять изъянов медитации. Если вы их не знаете, то не добьетесь прогресса, даже если будете медитировать 100 лет.
Это можно сравнить с человеком, который хочет наладить телевизор. В начале ему необходимо понять механизм работы телевизора, каковы его изъяны. Или, перед тем как починить автомобиль, он должен установить, в чем неполадки его машины. Если человек не выяснит, в чем состоит проблема, то, сколько бы дней он ни работал, его телевизор или его машина будут день ото дня становиться лишь хуже. Поэтому механик, который хочет починить телевизор или машину, сначала должен разобраться в устройстве телевизора и машины, понять, что испорчено. Если он точно знает: неполадка там-то и там-то, – ему достаточно соединить пару проводков, и машина или телевизор заработают.
Подобным же образом в нашем уме присутствуют притупленность, блуждание, – так много изъянов. И в первую очередь нам необходимо узнать, в чем состоят пять изъянов медитации. Но одного лишь знания пяти изъянов не достаточно, вам необходимо узнать о восьми противоядиях, которые устраняют эти изъяны. Существуют подробные наставления о том, что такое восемь противоядий, как их применять. Но и этого вам не достаточно. Необходимо узнать о девяти этапах. Если вы не знаете девять этапов, вы не сможете оценить свой прогресс. Если вы знаете девять стадий, вы сможете понять: “О, я перешел с первого этапа и теперь нахожусь на втором, третьем”. Так занимаясь даже несколько месяцев, вы добьетесь определенного прогресса и сможете определить, где вы находитесь. А для того, чтобы продвигаться по девяти этапам, вам необходимо знать, что представляют собой шесть сил, которые помогают вашему уму прогрессировать. Кроме этого, вам необходимо знать, что есть четыре способа вовлечения в медитацию: как приступить к медитации в начале, как приступить к медитации в середине, как приступить к медитации в конце. Итак, всего здесь существует четыре способа того, как приступать к медитации. Все это важные инструкции, которые мне трудно изложить в двух словах.
Если вы заглянете на мой сайт, там есть библиотека. Я всегда повторяю, что мое учение должно быть бесплатным. Любой должен иметь к нему доступ. В библиотеке есть книга “Шаматха”. Прочитайте эту книгу, и тогда вы найдете ответ на свой вопрос.
Вначале я хотел бы вам посоветовать не медитировать слишком много. Постарайтесь немного успокоить свой ум, настроить на правильную работу. В настоящий момент в сансаре наш ум не здоров. Нам свойственен нездоровый, ненормальный образ мышления. Получая учение напрямую от своего Духовного Наставника, вы также получаете и благословение. Ваш ум потихоньку начинает успокаиваться. Его мало помалу начинают посещать нормальные, правильные, здоровые мысли. И когда ваш ум здоровее, приступите к медитации. В противном случае ум нездоров. Образ мышления ненормален. Если с этим вы займетесь медитацией, вы станете еще ненормальнее. Поэтому подлинные буддийские мастера всегда советуют: сначала получите Учение, сделайте ум более нормальным, здоровым, а уже после этого приступайте к медитации. Поскольку вы искренне задали мне вопрос, я дал вам этот небольшой совет. Последовать ему или нет, смотрите сами.