При однонаправленном сосредоточении у меня возникает боль в затылке. Посоветуйте, что мне делать?

Данные о себе
Имя: 
Владислав
Город: 
Санкт-Петербург

Вопрос: Здравствуйте! Буду очень Вам благодарен за ответ на мой вопрос.
Я давно увлекаюсь буддизмом, вернее, уже несколько лет стараюсь придерживаться в жизни буддийских принципов нравственности... Но проблема в том, что при простой практике однонаправленного сосредоточения, например, на дыхании, у меня возникает чувство сильного давления — боли в темени и затылке! Эти ощущения не уходят уже много лет, хотя стали помягче. Из-за этого не могу практиковать медитацию, что меня расстраивает! Не могу принять Прибежище по тем же причинам... (Хронических заболеваний нет, обследовался.) Посоветуйте, что мне делать? Заранее благодарен за ответ.

Ответ: Это признак того, что когда Вы практикуете, Вы пребываете в очень серьезном, напряженном состоянии. Это не правильно. Буддийская практика — это создание позитивной кармы. Чтобы создавать позитивную карму вовсе не обязательно напрягаться и практиковать слишком интенсивно. В настоящий момент не выполняйте формальной практики. Просто мысленно желайте всем счастья: «О, как было бы хорошо, если бы все стали счастливы. Пусть никто не страдает». Лягте, расслабьтесь и мысленно произносите ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, желая всем счастья: «В силу чтения этой мантры пусть никто не страдает, пусть не будет страданий, вызванных землетрясениями, непогодой, болезнями, ведь существует так много хронических заболеваний». Так читайте мантру, желая, чтобы подобных проблем не было, чтобы желания всех вокруг сбывались, «как это было бы здорово». Итак, Вы читаете эту мантру в расслабленном состоянии, лежа. Не выполняйте интенсивной практики. Ваши энергетические ветры не слишком сбалансированы, поэтому у Вас возникает головная боль.
Также читайте книги и старайтесь изменить свой образ мышления — это буддийская практика. Если Ваш образ мышления не меняется, то не важно, какие формальные практики Вы выполняете, они не будут буддийскими. Читайте книги и углубляйте свой образ мыслей. Чем больше знаний по Дхарме Вы накапливаете день ото дня, чем мудрее Вы становитесь, тем глубже становится Ваш образ мышления. Углубление образа мышления само по себе является буддийской практикой. Вы создаете причины счастья и в то же время Вы пресекаете причины страдания — принесение вреда другим. Настоящая буддийская практика — это не вредить другим, помогать другим, т.е. желать другим счастья. Это два самых важных принципа. Чтение текстов, повторение мантр — все это вторично. Итак, развейте убежденность в законе кармы и примите прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, произнесите мысленно: «Пожалуйста, защитите меня от рождения в низших мирах!» Укрепляйте и развивайте эти состояния ума — вот в чем Ваша практика.
Я очень рад, что у Вас доброе сердце. Когда у людей есть доброе сердце — у них есть корень. А если есть корень, то ветвям и листьям появиться гораздо проще. У кого же нет доброго сердца, нет и корня. Какой бы медитацией такие люди не занимались, она будет приносить им лишь вред, потому что у них нет корня. В результате они станут высокомерными и во имя Дхармы накопят массу негативной кармы. Поэтому корень, доброе сердце, — это самое важное. Итак, я желаю Вам всего наилучшего.